Арво Пярт «Каждая фраза дышит самостоятельно. Ее внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание. В паузах нужно научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его длительность и переход в другой звук, весомость этого шага. Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только после того, как ты пропустил все возможные ноты через свое «чистилище». Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным». «Когда человек смотрит на произведение искусства, на здание или на что-то новое, то при этом глаза под воздействием нового стимула как бы открываются заново. В музыке то же самое происходит со слухом: мы сразу пытаемся понять внутреннюю логику — как построено это музыкальное здание, на основе каких правил оно держится, не распадаясь». Арво Августович Пярт (Arvo Pärt) — эстонский композитор, живет в Берлине и Таллине. С 1964 года Пярт впервые использовал в своих произведениях технику коллажа. В первой половине 1970-х годов, после православного крещения писал мало, будучи занят поисками нового (собственного) стиля. Изучал старинную (преимущественно католическую) музыку — cantus planus, средневековый мотет, франко-фламандскую полифонию, что нашло отражение в ряде сочинений. При том что Пярт экспериментировал в различных техниках и стилевых моделях, среди которых изоритмия («Modus»), минимализм («Fratres»), серийность («Trivium»), неоклассицизм и коллаж («Коллаж на тему BACH»), сонорика («Если бы Бах разводил пчёл») и т. д., он не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализм, характерный для эстетики музыкального авангарда XX в. Собственный стиль композитор определяет метафорически — как tintinnabuli (буквально «колокольчики»; подразумеваются небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»). Музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению «новой простоты», а также называют «сакральным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой».